Бестраншейная прокладка труб. Прокол под дорогой
В процессе прокладки трасс трубопроводов водо- и теплоснабжения нередко возникают трудности, связанные с пересечением трубопровода с автомобильными дорогами, тротуарами. В этих случаях техническими условиями может быть предусмотрена бестраншейная прокладка труб с максимальным сохранением действующих объектов инфраструктуры и сложившегося ландшафта.
Существует несколько технологий по монтажу трубопроводов подобным способом:
- прокол;
- продавливание трубы;
- горизонтально направленное наклонное бурение.
Каждый из перечисленных способов имеет свои особенности. При выборе конкретного метода учитываются диаметр труб, тип грунта, гидрология, длина проходки, характеристика сооружений, расположенных над местом производства работ.
В городских условиях в глинах и суглинках для преодоления препятствий по трассам трубопроводов диаметром до 600 мм чаще всего применяется прокол под дорогой. Для его выполнения с обеих сторон проезжей части выкапываются котлованы. На входе монтируются мощные гидравлические домкраты. Вдавливая нажимной патрубок в грунт и последовательно наращивая длину, осуществляется подготовка подземной полости с готовым футляром для монтажа трубопровода. Для уменьшения сопротивления грунта передняя часть первого патрубка изготавливается в виде конуса. Существуют и другие способы проходки, в частности, прокручивание специальной гильзы.
К преимуществам данного способа преодоления препятствий при укладке труб можно отнести не только сохранность объектов инфраструктуры. Наличие футляра под дорогой снизит будущие эксплуатационные расходы при ремонте трубопровода — изношенный участок трубы можно просто заменить новым, откопав вход и выход без вскрытия всей трассы.